вторник, 24 июня 2008 г.

Этот продукт, однако же, создается не только восприятием, он уже не представляет собой чисто-чувств

Этот продукт, однако же, создается не только восприятием, он уже не представляет собой чисто-чувственной стороны познания, а создается на почве восприятия мышлением. Возникает вопрос, не содержится ли в таком определении восприятия некоторого противоречия так как, с одной стороны, восприятие совершенно отличается от мышления, с другой же стороны, воспринятое представление есть результат деятельности так же и мышления. Вопрос этот не ускользнул от внимания Дхармоттары. Мы неоднократно будем к нему возвращаться при рассмотрении как учения о восприятии, так и учений о мышлении и о результате восприятия. Интересно, что оба признака, которыми он характеризует восприятие, выражены в отрицательной форме: оно не содержит мышления, оно не представляет собой иллюзии.*02 Эти признаки не описывают сущности восприятия, а лишь указывают на некоторые его свойства, которые в Индии VII века служили предметом оживленных споров между сторонниками различных систем. Исследовать какой-либо предмет значит разъяснить его посредством опровержения неправильных взглядов, говорит Дхармоттара (vipratipattinirakaranena, NBT. 5- 14); весь Краткий учебник логики составлен с этой целью. Что касается первого из признаков восприятия, его коренного отличия от мышления, то им имеется в виду ответить на следующие господствовавшие на это предмет взгляды. Школа мимансаков полагала, что существуют два вида восприятия: простое, в котором мышление не участвует, и более сложное, посредством которого мы познаем предмет вместе с его родовыми и видовыми качествами. Последнее совершается при участии мышления и, тем не менее, является восприятием.205 Философская школа языковедов (vaiyakara-па), которая занималась вопросом о восприятии в связи с вопросом о значении слов, считала, что всякое чувственное восприятие совершается при участии мышления, так как нет того восприятия, или представления, которое не находилось бы в тесной связи со словом, а словом обозначается объект мышления. Школа найяиков различала, между прочим, и особый вид восприятия, которое совершалось при участии мышления (savi-kalpaka). регистрация ресурса реклама

Комментариев нет: