вторник, 24 июня 2008 г.

177 В сутрах двух других брахманских систем, ньяе (NS

177 В сутрах двух других брахманских систем, ньяе (NS. I. 1. 3) и вайшешике,178 нет общего определения pramana. Но уже в Nyayabhasy'e и Nyayavarttik'e179 встречается полемика по этому вопросу, причем Уддьотакара нападает на буддийскую точку зрения и проводит различие между результатом познания и его источником. Результатом являются целесообразные действия, которые могут иметь троякий характер: положительный, отрицательный и равнодушный (hanopadanopeksa-buddhivat). Источником является самопознание. При этом Уддьотакара говорит, что слово pramana может иметь двоякое значение, смотря по тому, как его понимать, как состояние или как орудие 180 Таким образом, целесообразная дея тельность, или одушевление, переносно называется тоже знанием, как результат знания. Отсюда, вероятно, пошло самое обыкновенное определение pramana как 'источника' или 'орудия* истины (pramakaranarh pramanam).181 Это определение, однако, было признано недостаточным, и мы встречаем целый ряд попыток дать более точное определение, как pramana, так и pramiti.'" Прашастапада вопроса об общем определении знания не затрагивает (РВ. 171 и 186). Но позднейшие соединенные системы ньяя и вайшешика имеют определение как правильного познания, так и его источников, которое восходит, по всей вероятности, к буддийскому определению ложного знания. Под 'ложным знанием' (anyajjnanam). Дхармоттара (NBT. 4- 17) разумеет познание в объекте не тех временных, пространственных и иных свойств, которые ему в действительности принадлежат, а в Tarkasamgrah'e"'5 встречается такое определение: правильным познанием называется познание в объекте, обладающем известными свойствами, тех именно свойств, какими он в действительности обладает. Наоборот, неправильным познанием (ayatharthanu-bhava) называется познание в объекте не тех качеств, которыми он в действительности обладает. Смысл этого определения лежит в разрешении вопроса о познании в пользу реалистического его понимания. В познании представление содержит те именно признаки, которыми объект обладает в действительности. Оборудование

Комментариев нет: