вторник, 24 июня 2008 г.

Но, кроме того, полемика с мимансаками имела еще другую цель

Но, кроме того, полемика с мимансаками имела еще другую цель. Учение последних о трех стадиях в познании явилось, вероятно, в ответ на учение Дигнаги о восприятии. Дигнага первый установил коренное различие между восприятием и мышлением как двумя отдельными источниками знания. Мимансаки утверждали, что чувственное знание дает нам неясные образы, а благодаря мышлению эти неясные об- 1б4 разы могут превратиться в определенные. Они различали две (а затем три) стадии в познании, из которых первая давала неясные, смутные представления, а последняя отчетливые и раздельные. Одновременно с этим мимансаки отличали во всяком источнике знания самый источник от его ре-зультата, например, восприятие от воспринятого знания. Дхармакирти же, как будет подробно выяснено в своем месте, не соглашается с этим и утверждает, что отличать в познании источник от результата нельзя; то же самое восприятие, которое, будто бы, является лишь источником знания, есть в действительности так же и его результат (NBT, I. 18). Дхармакирти отрицал так же, что чувства одни, без участия мышления, могут давать какие-то смутные, неясные представления.166 Поэтому Дхармакирти и придает такое значение этому вопросу и говорит, что имеется лишь один результат познания отчетливое, вполне усвоенное представление; все же другие стадии в познании того же представления, не могут считаться правильным знанием и значения не имеют. Правильное познание противополагается знанию сомнительному и ложному. Знание сомнительное определяется как знание о таком предмете, о котором неизвестно, существует ли он или нет. Так как на свете нет таких объектов, которые одновременно могут существовать и не существовать, то и не может быть знания о таких предметах (NBT. 3, 2122), так как всякое знание есть знание об объекте действительно существующем. Ложное знание есть такое знание, которое приписывает объекту те качества, которых он не имеет. Знание приписывает объекту определения по времени, пространству и по существу; если же оно приписывает ему такие временные, пространственные и иные определения, которых объект не имеет, и которые противоречат тем определениям, которые он в действительности имеет, то такое познание называется ложным. производство смазок

Комментариев нет: